«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович
Научно-популярный «Кинематограф, как показывает само его название, призван распространять знанйя среди широких масс зрителей. Примыкают к нему учебное и, условно говоря, «научное» кино, в котором съемочный аппарат выступает в качестве инструмента исследования в руках ученого. Во всех этих случаях экран служит средством объяснения какой-либо закономерности природы. Преимущественной (и специфической) формой, в которой протеж'ает такое познание действительности, является, как и в науке вообще, логически обоснованное понятие. Раскрывая тот или иной закон, ту или иную сущность явления, научно-популярный кинематограф вправе отвлекаться от его неповторимого облика, от характеризующей его суммы индивидуальных признаков. Осуществляемое ibнем обобщение достигается на основе накопления ряда аналогичных (или противостоящих друг другу) фактов и их последующего абстрагирования, причем, в отличие от документального кино, этот процесс протекает не в социальном плане, а преимущественно в сфере биологических или технических факторов. Как указывает в статье «Научно-популярное кино и искусство» А. Буров, задачи научно-популярного кино
«состоят в популяризации, в пропаганде знаний, а в конечном счете — в формировании научно-мате- риалистического мировоззрения»1. Конечно, й здесь можно обнаружить элементы эстетического, ибо, как известно, человек в любой области творит с учетом законов красоты. Однако между предметностью изображения научно-популярного фильма и художественным образом документального кино нет знака равенства.
Вместе ,с тем понятие как одна из форм человеческого мышления достаточно широко распространено в искусстве, хотя и не относится само по себе к числу характеризующих его специфических признаков. Что же касается кинопублицистики (и публицистики вообще), то логическое мышление присутствует здесь в качестве непременного, обязательного компонента наряду с мышлением художественным. Оно находит себе место как в изобразительном ряде фильма, так и в особенности в дикторском тексте.
Важно, однако, уяснить главное: такое введение логического мышления в образную ткань произведения искусства всегда играет роль второстепенного, подсобного элемента, не превращаясь в самоцель или основное средство выразительности. Творческого работника документального (Кино, как и всякого художника, прежде всего и главным образом интересует общественно-этическая иэстетическая сторона человеческой деятельности, политическая окраска явления, его неповторимо конкретный индивидуальный облик. Забвение этого важнейшего принципа, отступление от него, нередко все еще допускаемое, к сожалению, в нашей кино- публицистиКе, наносит огромный вред документализму и действительно ведет к разрушению его образной природы.
I Итак, посмотрим, как осуществляется художественная типизация жизни в советском документальном кино 40—50-х годов, в чем причины творческих достижений и неудач созданных за эти годы произведений, как используются в них творческие приемы и методы искусства образной публицистики.
Давай, скажи всё что ты думаеш!