«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович

Научно-популярный «Кинематограф, как показывает само его название, призван распространять знанйя среди широких масс зрителей. Примыкают к нему учебное и, условно говоря, «научное» кино, в котором съемочный аппарат выступает в качестве инструмента исследова­ния в руках ученого. Во всех этих случаях экран слу­жит средством объяснения какой-либо закономерности природы. Преимущественной (и специфической) формой, в которой протеж'ает такое познание действительности, является, как и в науке вообще, логически обоснованное понятие. Раскрывая тот или иной закон, ту или иную сущность явления, научно-популярный кинематограф вправе отвлекаться от его неповторимого облика, от ха­рактеризующей его суммы индивидуальных признаков. Осуществляемое ibнем обобщение достигается на основе накопления ряда аналогичных (или противостоящих друг другу) фактов и их последующего абстрагирования, причем, в отличие от документального кино, этот про­цесс протекает не в социальном плане, а преимущест­венно в сфере биологических или технических факторов. Как указывает в статье «Научно-популярное кино и ис­кусство» А. Буров, задачи научно-популярного кино

«состоят в популяризации, в пропаганде знаний, а в ко­нечном счете — в формировании научно-мате- риалистического мировоззрения»1. Конечно, й здесь можно обнаружить элементы эстетического, ибо, как известно, человек в любой области творит с учетом законов красоты. Однако между предметностью изобра­жения научно-популярного фильма и художественным образом документального кино нет знака равенства.

Вместе ,с тем понятие как одна из форм человеческого мышления достаточно широко распространено в искус­стве, хотя и не относится само по себе к числу характе­ризующих его специфических признаков. Что же касает­ся кинопублицистики (и публицистики вообще), то логи­ческое мышление присутствует здесь в качестве непре­менного, обязательного компонента наряду с мышлением художественным. Оно находит себе место как в изобразительном ряде фильма, так и в особенности в дикторском тексте.

Важно, однако, уяснить главное: такое введение ло­гического мышления в образную ткань произведения ис­кусства всегда играет роль второстепенного, подсобного элемента, не превращаясь в самоцель или основное сред­ство выразительности. Творческого работника докумен­тального (Кино, как и всякого художника, прежде всего и главным образом интересует общественно-этиче­ская иэстетическая сторона человеческой деятель­ности, политическая окраска явления, его неповторимо конкретный индивидуальный облик. Забвение этого важнейшего принципа, отступление от него, неред­ко все еще допускаемое, к сожалению, в нашей кино- публицистиКе, наносит огромный вред документализму и действительно ведет к разрушению его образной при­роды.

I Итак, посмотрим, как осуществляется художествен­ная типизация жизни в советском документальном кино 40—50-х годов, в чем причины творческих достижений и неудач созданных за эти годы произведений, как ис­пользуются в них творческие приемы и методы искус­ства образной публицистики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!