«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Упомянутый выше «идеальный момент» искусства, представляющий собой результат деятельности мысли и чувства художника, в игровом кинематографе, как и в большинстве других искусств, возникает в результате воссоздания явлений жизни в художественном вымысле. В документальном кино о нем можно говорить лишь в связи с отображением совершенно конкрет­ных фактов действительности. При этом, естественно, не исключается возможность (а чаще всего это пред­ставляется необходимым) сравнивать данный факт с другими родственными или противостоящими явле­ниями, рассматривать его с различных точек зрения, обогащать за счет привлечения дополнительного мате­риала и т. д. Однако суть дела остается та же: художе­ственный образ в документальном кинематографе — это всегда изображение конкретного, реально существую­щего человека или ряда имеющих точный «жизненный адрес» фактов.

Говоря о документальном *к‘ино, мы до сих пор не Делали различия между понятиями «кинопублицистика» и «искусство», молчаливо относя их к одному и тому же роду явлений. Но правильно ли это? Можно ли считать кинопублицистику одним из искусств, а если да, то ка­ковы ее возможности в этом плане и какие специфиче­ские черты характеризуют ее?

Остановимся на этом вопросе более подробно, по­скольку он до сих пор является во многом запутанным и дискуссионным.

Первостепенное значение при характеристике любой формы человеческого сознания имеет определение ее предмета, то есть установление того круга явлений дей­ствительности, которым занимается данная область. Не требует специальных доказательств тот несомненный факт, что предметом кинопублицистики, равно как и всех других видов искусства, является человек, его об­щественная жизнь и все, что связано с этой жизнью. Стремясь отобразить ведущие тенденции действитель­ности, отбирая заинтересовавшие его факты, документа­лист, подобно всякому художнику, ставит своей целью создание на экране поучительного примера жизни. По­мимо отбора явлений, далее, в реалистическом произве­дении кинопублицистики всегда наличествует их идей­но-политическая и эмоциональная трактовка, осущест­вляемая в монтаже и дикторском тексте, а еще раньше — в замысле сценария, в выборе точки съемки, рамок кад­ра, освещения, сорта пленки, аппаратуры и т. д. Все это составляет существенно важные основы всякой художе­ственной типизации, и в частности является общим для игрового и документального фильма.

Заметим, кстати, что путаница в определении эсте­тических качеств докуметально отображенного факта жизни — будь то фотография или фильм — все еще ха­рактерна для нашей эстетики. Вот что утверждает, на­пример, в своей работе «К вопросу о сущности эстетиче­ского» Г. Недошивин. Отметив, что эстетическое отноше­ние человека к действительности — это всегда освоение, осознание, познание последней, Недошивин пишет: «Но в искусстве результат освоения действительности пред­стает перед нами как предмет чувственного восприятия, как объект непосредственного опыта. В этом разница между, скажем, документальной фотографией и произ­ведением живописи. Первая — механическая фиксация чувственного восприятия, из которого зритель уже сам может делать свои выводы; это, в сущности,, не освоен­ный еще предмет. В полотне живописца мир предстоит перед нами уже освоенным, осмысленным, переработан­ным в человеческий голове, но вместе с тем во всем ор­ганическом цветении своей чувственности. В этом — ос­

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!