«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович

Художественные достижения этих мастеров во многом предопределили собой дальнейший путь документаль­ного кино в СССР как искусства, сосредоточившего свои усилия на отображении в образной форме общественно­эстетического содержания человеческой деятельности, на раскрытии богатств духовного мира советских людей. Начиная с их новаторских произведений, в искусстве об­разной публицистики утверждаются действенное, глу­боко заинтересованное отношение художников к совре­менности, пристальное внимание к человеку, эстетиче­ское осмысление его труда, широта охвата жизни, мно­гообразие выразительных средств. Творчество этих кинематографистов получает широкое признание зрите­лей, достойно представляет наше документальное кино за рубежами страны. Под влиянием основанной ими шк'олы советского кинодокументализма складываются наиболее значительные, демократические по своему устремлению течения в английском, французском, аме­риканском хроникально-документальном кинематографе. Их выдающиеся творческие удачи накладывают свой от­печаток на работу таких крупных зарубежных мастеров документального фильма, как Роберт Флаэрти, Вальтер Руттман, йорис Ивенс, Джон Грирсон, Поль Рота, Пэйр Лореиц и другие, способствуя тем самым развитию и со­вершенствованию мирового кинодокументализма.

Прежде чем перейти к нашей непосредственной теме— анализу природы кинопублицистики, а также творческих приемов и выразительных средств искусства докумен­тального кино военного и послевоенного периодов, — необходимо остановиться на некоторых теоретических проблемах. Уточним прежде всего предмет исследова­ния и охарактеризуем в связи с этим роль и место кино­хроники в общей системе хроникально-документального кино.

Кинохроника, если понимать под этим термином до­стоверную, протокольно точную фиксацию на пленке ка­кого-либо события или явления жизни, представляет со­бой особую отрасль кинематографии, имеющую вполне определенные специфические задачи. Наряду с радио и газетой она является прежде всего важнейшим средст­вом оперативной информации широких масс о теку­щих событиях современности и в качестве таковой не претендует на создание художественно обобщенных кар­тин жизни. Оператор-хроникер, выступающий здесь в роли ведущей творческой фигуры, должен уметь хо­рошо ориентироваться в окружающих событиях, видеть в них то главное, что ему необходимо в первую очередь заснять. От него требуются четкость идейно-политиче­ских взглядов, зоркость глаза, быстрота реакции, хоро­шее профессиональное мастерство. Сюжет в киножур­нале, над созданием которого он работает, обычно лока­лен по теме и ограничен по метражу.

Все это, конечно, не исключает возможности созда­ния в кинохронике отдельных ярких, художественно впечатляющих кадров. В действительности так это и происходит. Вспомним, например, замечательный фрон­товой кинорепортаж операторов В. Сущинского, Н. Бы­кова, А. Софьина, В. Орлянкина, В. Муромцева, В. Ешу- рина, В. Микоши и многих других в годы Великой Оте­чественной войны. В тот период документальные фильмы также создавались главным образом на основе текущей кинопериодик’и, фиксировавшей ход военных действий, и отличались при этом выдающимися художественными достоинствами.

Однако между документальным фильмом или кино­очерком, относящимся к произведениям публицистики, и

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!