«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович
Художественные достижения этих мастеров во многом предопределили собой дальнейший путь документального кино в СССР как искусства, сосредоточившего свои усилия на отображении в образной форме общественноэстетического содержания человеческой деятельности, на раскрытии богатств духовного мира советских людей. Начиная с их новаторских произведений, в искусстве образной публицистики утверждаются действенное, глубоко заинтересованное отношение художников к современности, пристальное внимание к человеку, эстетическое осмысление его труда, широта охвата жизни, многообразие выразительных средств. Творчество этих кинематографистов получает широкое признание зрителей, достойно представляет наше документальное кино за рубежами страны. Под влиянием основанной ими шк'олы советского кинодокументализма складываются наиболее значительные, демократические по своему устремлению течения в английском, французском, американском хроникально-документальном кинематографе. Их выдающиеся творческие удачи накладывают свой отпечаток на работу таких крупных зарубежных мастеров документального фильма, как Роберт Флаэрти, Вальтер Руттман, йорис Ивенс, Джон Грирсон, Поль Рота, Пэйр Лореиц и другие, способствуя тем самым развитию и совершенствованию мирового кинодокументализма.
Прежде чем перейти к нашей непосредственной теме— анализу природы кинопублицистики, а также творческих приемов и выразительных средств искусства документального кино военного и послевоенного периодов, — необходимо остановиться на некоторых теоретических проблемах. Уточним прежде всего предмет исследования и охарактеризуем в связи с этим роль и место кинохроники в общей системе хроникально-документального кино.
Кинохроника, если понимать под этим термином достоверную, протокольно точную фиксацию на пленке какого-либо события или явления жизни, представляет собой особую отрасль кинематографии, имеющую вполне определенные специфические задачи. Наряду с радио и газетой она является прежде всего важнейшим средством оперативной информации широких масс о текущих событиях современности и в качестве таковой не претендует на создание художественно обобщенных картин жизни. Оператор-хроникер, выступающий здесь в роли ведущей творческой фигуры, должен уметь хорошо ориентироваться в окружающих событиях, видеть в них то главное, что ему необходимо в первую очередь заснять. От него требуются четкость идейно-политических взглядов, зоркость глаза, быстрота реакции, хорошее профессиональное мастерство. Сюжет в киножурнале, над созданием которого он работает, обычно локален по теме и ограничен по метражу.
Все это, конечно, не исключает возможности создания в кинохронике отдельных ярких, художественно впечатляющих кадров. В действительности так это и происходит. Вспомним, например, замечательный фронтовой кинорепортаж операторов В. Сущинского, Н. Быкова, А. Софьина, В. Орлянкина, В. Муромцева, В. Ешу- рина, В. Микоши и многих других в годы Великой Отечественной войны. В тот период документальные фильмы также создавались главным образом на основе текущей кинопериодик’и, фиксировавшей ход военных действий, и отличались при этом выдающимися художественными достоинствами.
Однако между документальным фильмом или киноочерком, относящимся к произведениям публицистики, и
Давай, скажи всё что ты думаеш!