«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович
Вследствие всего этого его творчество и явилось одним из основополагающих этапов развития советского документального кино.
В 1929 году, еще до появления «Трех песен о Ленине», на экраны страны вышел документальный фильм «Турк- сиб», рассказывающий о строительстве туркестано-сибирской магистрали. Сценарий его был написан Е. Ароном, А. Мачеретом и В, Шкловским в соавторстве с постановщиком фильма, мало известным до этого режиссером игрового кино В, Туриным. Снимали фильм операторы Н. Славинский и Б. Франциссон.
Фильму этому была суждена мировая слава. Вскоре же после появления на экранах СССР он с триумфом демонстрировался в кинотеатрах многих стран мира и с тех пор вошел в золотой фонд киноискусства.
Фильмы Верто>ва были взволнованны, поэтичны. Они показывали жизнь то в риторических, строгих, то в более мягких, лирических образах. Однако ;при всем этом, за исключением, пожалуй, лишь «Трех песен о Ленине», они были в известной мере отрывочны, импрессионистич
ны, им не хватало ком,позиционной четкости построения, логической последовательности развития мысли. А главное— в них не содержалось ясно обозначенного драматизма. Это заметно чувствовалось как в изобразительном решении кадров, так и в их монтажном сопоставлении. Образы Вертова в большинстве случаев синтетичны, созданы по принципу накапливания, нагнетания, повторов однородных фактов, сходных, 'но не борющихся друг с другом тенденций жизни. В отдельных случаях (в фильмах «Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира», например) мы встречаем у него сравнения и даже противопоставления жизненных явлений. Так, в частности, решаются темы перехода от разрухи к восстановлению, от голода к достатку. Однако все это дается в значительной степени иллюстративно, внешне, лишь как подтверждение выдвинутого в соответствующем титре авторского тезиса, а следовательно, лишено углубленного проникновения в сложную диалектику развития жизни, в драматический процесс постепенной смены одних явлений другими. По тому же принципу иллюстративного, хотя и очень острого по мысли столкновения контрастных фактов построены многие тематические эпизоды в фильмах Зефир и Шуб, И. Копалина и других кинорежиссеров тех лет.
Вот этот-то недостающий документальному кино 20-х подов драматический элемент и был внесен в кинопублицистику фильмом «Турксиб».
Присутствие его здесь ощущается буквально во всем. Прежде всего драматично само построение фильма, развитие его основной темы — борьбы за хлопок. После вступительных кадров, разъясняющих значение хлопка для нашей промышленности, для жизни людей, авторы фильма выдвигают острую коллизию: хлопок1 не может расти без воды, без обильного орошения, а воды в знойном, опаленном солнцем Туркестане мало. Она сосредоточена в виде льда и снега высоко в горах и лишь как драгоценный дар природы стекает оттуда на хлопковые поля. И к чему изнурительная работа людей в этой солнечной пустыне, к чему все их усилия, если поступление этой дающей жизнь влаги не зависит от их воли, а отсутствие ее столь часто губит плоды человеческого труда? ..
В образных, драматических кадрах, показывающих то почерневшую, высохшую, покрытую трещинами
Давай, скажи всё что ты думаеш!