
«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович
В нигилистическом отношении к художественному наследию, в отрицании искусства вообще, в абстрагировании факта Вертов вместе с такими деятелями кино тех лет, как А. Ган, Л. Брик, В. Жемчужный, шел целиком в русле крайних пролеткультовских течений. Стремясь правдиво показать советскую действительность, поэтически осмыслить на экране завоевания революции, он был рядом с такими режиссерами документального кино 20-х годов, как В. Ерофеев, В. Шнейдеров, Я. Блиох. Те же цели ставили перед собой, снимая новую жизнь, многочисленные кинооператоры хроники, и среди них старейшие деятели советского кино П. Ермолов, П. Новицкий, Г. Гибер, Э. Тиосз, А. Левицкий, А. Лемберг. В новой, социалистической действительности, в идеях революции черпала свое вдохновение, создавая новаторские по жанру и монтажному построению историко-до- (К’ументальные картины, режиссер Эсфирь Шуб. Ее фильмы «Падение династии Романовых» (1927), «Великий путь» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928) заложили основы эмоционально впечатляющего решения исторической темы в документальном кино, открыли новые творческие возможности монтажной организации архивного киноматериала. В том же направлении работали, воссоздавая на экране волнующие картины жизни, разрабатывая новые методы изобразительного и монтажного построения актерского фильма, основатели советской художественной кинематографии Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко. Все эти подчас противоречивые явления и процессы в кино 20-х годов, близкие сходным процессам в других искусствах тех лет, были взаимосвязаны, зависимы друг от друга.
И тем не менее, подводя итоги нашего краткого обзора новаторской деятельности Дзиги Вертова в документальном кино, мы вправе сказать:
Вертов - первым из режиссеров-документалистов ярко и содержательно показал завоевания революции, отобразил на экране ее творческое, созидательное начало и те великие перемены, которые она принесла народу;
Вертов был создателем и крупнейшим мастером поз тического документального фильма, отображающего жизнь в художественных образах эмоционально, много- планово, широко;
16
Вертов и сотрудничавшие с ним операторы явились первыми советскими кинодокументалистами, воссоздавшими на экране в выпусках «Киноправды» и фильме «Три песни о Ленине» незабываемый образ В. И. Ленина;
Вертов впервые в русском кинематографе разработал национальную тематику киноискусства, показал жизнь раскрепощенного революцией населения восточных республик нашей страны;
с помощью блестяще проведенных синхронных съемок он первым в документальном кино создал запоминающиеся образы рядовых советских людей, героев новой жизни, героев труда;
Вертов талантливо раскрыл в своих фильмах «азбуку монтажа», освоил и воплотил в действии богатство выразительных средств и художественных возможностей кинематографа.
Реалистическое в своей основе творчество Вертова отличается обостренным вниманием к современности, стремлением художника активно участвовать в жизни народа, бороться за его идеалы, за его лучшее будущее. Вертов был поэтом окружающей его жизни, поэтом своего -современника — нового советского человека. Он неустанно экспериментировал, искал, стремился вперед.
Давай, скажи всё что ты думаеш!