«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович

В нигилистическом отношении к художественному наследию, в отрицании искусства вообще, в абстрагиро­вании факта Вертов вместе с такими деятелями кино тех лет, как А. Ган, Л. Брик, В. Жемчужный, шел цели­ком в русле крайних пролеткультовских течений. Стре­мясь правдиво показать советскую действительность, поэтически осмыслить на экране завоевания революции, он был рядом с такими режиссерами документального кино 20-х годов, как В. Ерофеев, В. Шнейдеров, Я. Блиох. Те же цели ставили перед собой, снимая новую жизнь, многочисленные кинооператоры хроники, и среди них старейшие деятели советского кино П. Ермолов, П. Но­вицкий, Г. Гибер, Э. Тиосз, А. Левицкий, А. Лемберг. В новой, социалистической действительности, в идеях революции черпала свое вдохновение, создавая новатор­ские по жанру и монтажному построению историко-до- (К’ументальные картины, режиссер Эсфирь Шуб. Ее фильмы «Падение династии Романовых» (1927), «Вели­кий путь» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928) заложили основы эмоционально впечатляющего решения исторической темы в документальном кино, открыли новые творческие возможности монтажной орга­низации архивного киноматериала. В том же направле­нии работали, воссоздавая на экране волнующие картины жизни, разрабатывая новые методы изобразительного и монтажного построения актерского фильма, основатели советской художественной кинематографии Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко. Все эти под­час противоречивые явления и процессы в кино 20-х го­дов, близкие сходным процессам в других искусствах тех лет, были взаимосвязаны, зависимы друг от друга.

И тем не менее, подводя итоги нашего краткого об­зора новаторской деятельности Дзиги Вертова в доку­ментальном кино, мы вправе сказать:

Вертов - первым из режиссеров-документалистов ярко и содержательно показал завоевания революции, ото­бразил на экране ее творческое, созидательное нача­ло и те великие перемены, которые она принесла на­роду;

Вертов был создателем и крупнейшим мастером поз тического документального фильма, отображающего жизнь в художественных образах эмоционально, много- планово, широко;

16

Вертов и сотрудничавшие с ним операторы явились первыми советскими кинодокументалистами, воссоздав­шими на экране в выпусках «Киноправды» и фильме «Три песни о Ленине» незабываемый образ В. И. Ленина;

Вертов впервые в русском кинематографе разрабо­тал национальную тематику киноискусства, показал жизнь раскрепощенного революцией населения восточ­ных республик нашей страны;

с помощью блестяще проведенных синхронных съе­мок он первым в документальном кино создал запоми­нающиеся образы рядовых советских людей, героев но­вой жизни, героев труда;

Вертов талантливо раскрыл в своих фильмах «азбуку монтажа», освоил и воплотил в действии богатство вы­разительных средств и художественных возможностей кинематографа.

Реалистическое в своей основе творчество Вертова отличается обостренным вниманием к современности, стремлением художника активно участвовать в жизни народа, бороться за его идеалы, за его лучшее будущее. Вертов был поэтом окружающей его жизни, поэтом сво­его -современника — нового советского человека. Он не­устанно экспериментировал, искал, стремился вперед.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!