«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................5
Глава I. Жизненный факт и художественный образ 30
Особая эстетическая функция кинодокумента ... 30
Образы жизни....................................37
Достоверность изображения......................44
Глава II. Художественная трактовка факта. ... 62
Конфликт........................................64
Сценарий........................................86
Дикторский текст ................103
Изобразительное решение фильма........125
Глава III. Монтажный образ............146
Художественный синтез кадров.........156
Контрапункт режиссера.............172
Глава IV. Характеристика человека.........188
Профессия и „репортаж чувств" героя......192
Внутренний монолог ..............................203
Библиография..................213
Сергей Владимирович Дробашенко
ЭКРАН И ЖИЗНЬ
В нигилистическом отношении к художественному наследию, в отрицании искусства вообще, в абстрагировании факта Вертов вместе с такими деятелями кино тех лет, как А. Ган, Л. Брик, В. Жемчужный, шел целиком в русле крайних пролеткультовских течений. Стремясь правдиво показать советскую действительность, поэтически осмыслить на экране завоевания революции, он был рядом с такими режиссерами документального кино 20-х годов, как В. Ерофеев, В. Шнейдеров, Я. Блиох. Те же цели ставили перед собой, снимая новую жизнь, многочисленные кинооператоры хроники, и среди них старейшие деятели советского кино П. Ермолов, П. Новицкий, Г. Гибер, Э. Тиосз, А. Левицкий, А. Лемберг. В новой, социалистической действительности, в идеях революции черпала свое вдохновение, создавая новаторские по жанру и монтажному построению историко-до- (К’ументальные картины, режиссер Эсфирь Шуб. Ее фильмы «Падение династии Романовых» (1927), «Великий путь» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928) заложили основы эмоционально впечатляющего решения исторической темы в документальном кино, открыли новые творческие возможности монтажной организации архивного киноматериала. В том же направлении работали, воссоздавая на экране волнующие картины жизни, разрабатывая новые методы изобразительного и монтажного построения актерского фильма, основатели советской художественной кинематографии Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко. Все эти подчас противоречивые явления и процессы в кино 20-х годов, близкие сходным процессам в других искусствах тех лет, были взаимосвязаны, зависимы друг от друга.
И тем не менее, подводя итоги нашего краткого обзора новаторской деятельности Дзиги Вертова в документальном кино, мы вправе сказать:
Вертов - первым из режиссеров-документалистов ярко и содержательно показал завоевания революции, отобразил на экране ее творческое, созидательное начало и те великие перемены, которые она принесла народу;
Вертов был создателем и крупнейшим мастером поз тического документального фильма, отображающего жизнь в художественных образах эмоционально, много- планово, широко;
16
Вертов и сотрудничавшие с ним операторы явились первыми советскими кинодокументалистами, воссоздавшими на экране в выпусках «Киноправды» и фильме «Три песни о Ленине» незабываемый образ В. И. Ленина;
Вертов впервые в русском кинематографе разработал национальную тематику киноискусства, показал жизнь раскрепощенного революцией населения восточных республик нашей страны;
с помощью блестяще проведенных синхронных съемок он первым в документальном кино создал запоминающиеся образы рядовых советских людей, героев новой жизни, героев труда;
Давай, скажи всё что ты думаеш!