«ЭКРАН И ЖИЗНЬ» Дробашенко Сергей Владимирович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................5

Глава I. Жизненный факт и художественный образ    30

Особая эстетическая функция кинодокумента ...    30

Образы жизни....................................37

Достоверность изображения......................44

Глава II. Художественная трактовка факта. ...    62

Конфликт........................................64

Сценарий........................................86

Дикторский текст ................103

Изобразительное решение фильма........125

Глава III. Монтажный образ............146

Художественный синтез кадров.........156

Контрапункт режиссера.............172

Глава IV. Характеристика человека.........188

Профессия и „репортаж чувств" героя......192

Внутренний монолог ..............................203

Библиография..................213

 

Сергей Владимирович Дробашенко

 ЭКРАН И ЖИЗНЬ

 

В нигилистическом отношении к художественному наследию, в отрицании искусства вообще, в абстрагиро­вании факта Вертов вместе с такими деятелями кино тех лет, как А. Ган, Л. Брик, В. Жемчужный, шел цели­ком в русле крайних пролеткультовских течений. Стре­мясь правдиво показать советскую действительность, поэтически осмыслить на экране завоевания революции, он был рядом с такими режиссерами документального кино 20-х годов, как В. Ерофеев, В. Шнейдеров, Я. Блиох. Те же цели ставили перед собой, снимая новую жизнь, многочисленные кинооператоры хроники, и среди них старейшие деятели советского кино П. Ермолов, П. Но­вицкий, Г. Гибер, Э. Тиосз, А. Левицкий, А. Лемберг. В новой, социалистической действительности, в идеях революции черпала свое вдохновение, создавая новатор­ские по жанру и монтажному построению историко-до- (К’ументальные картины, режиссер Эсфирь Шуб. Ее фильмы «Падение династии Романовых» (1927), «Вели­кий путь» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928) заложили основы эмоционально впечатляющего решения исторической темы в документальном кино, открыли новые творческие возможности монтажной орга­низации архивного киноматериала. В том же направле­нии работали, воссоздавая на экране волнующие картины жизни, разрабатывая новые методы изобразительного и монтажного построения актерского фильма, основатели советской художественной кинематографии Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко. Все эти под­час противоречивые явления и процессы в кино 20-х го­дов, близкие сходным процессам в других искусствах тех лет, были взаимосвязаны, зависимы друг от друга.

И тем не менее, подводя итоги нашего краткого об­зора новаторской деятельности Дзиги Вертова в доку­ментальном кино, мы вправе сказать:

Вертов - первым из режиссеров-документалистов ярко и содержательно показал завоевания революции, ото­бразил на экране ее творческое, созидательное нача­ло и те великие перемены, которые она принесла на­роду;

Вертов был создателем и крупнейшим мастером поз тического документального фильма, отображающего жизнь в художественных образах эмоционально, много- планово, широко;

16

Вертов и сотрудничавшие с ним операторы явились первыми советскими кинодокументалистами, воссоздав­шими на экране в выпусках «Киноправды» и фильме «Три песни о Ленине» незабываемый образ В. И. Ленина;

Вертов впервые в русском кинематографе разрабо­тал национальную тематику киноискусства, показал жизнь раскрепощенного революцией населения восточ­ных республик нашей страны;

с помощью блестяще проведенных синхронных съе­мок он первым в документальном кино создал запоми­нающиеся образы рядовых советских людей, героев но­вой жизни, героев труда;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!