Достоверность изображения

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! (1 голосов, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Мы не будем здесь детально анализировать все эпи­зоды этого интересного произведения, хотя оно безу­словно заслуживает такого анализа. В связи с постав­ленной темой рассмотрим лишь некоторые важнейшие сцены, раскрывающие положенный в основу «Бессмерт­ной юности» творческий метод отраженного восстановле­ния факта.

Прежде всего в фильме очень точно и одновременно художественно воссоздана мрачная, гнетущая, насы­щенная постоянной угрозой атмосфера оккупированного города. Кинопублицисты добиваются этого, монтируя взятые из кинолетописи войны кадры, запечатлевшие факты, аналогичные тому, что имело место в Люди- ново: луч прожектора, перебегающий в темноте по сте­нам домов, высвечивающий окна квартир, как бы разы­скивающий кюго-то; развешанные повсюду приказы не­мецкой комендатуры, угрожающие жестокими репрессия­ми за каждое нарушение установленного порядка; фа­шистские патрули, проходящие четким, деревянным шагом по будто вымершим улицам. И где-то за кад­ром в эти минуты глухо слышны далекие орудийные выс­трелы.

Показывая помещение, в котором собрались подполь­щики, авторы выделяют крупным планом стоящий на столе горящий светильник*. Трепетный огонек его как бы сообщает жизнь опустевшей теперь комнате, неволь­но возвращает нас к тем дням, копда в городе не было электричества и, может быть, вот так же горела эта лампа без стекла, а вокруг нее склонялись над листов­кой или радиоприемником молодые лица. Тихо, нена­вязчиво доносится звон гитары. И еще более усиливая это возникающее у нас, реальное до ощутимости впе­чатление возврата к прошлому, диктор говорит: «В этом доме иногда звенела гитара. Она обманывала слух вра­га. Под ее звон в этой комнатк'е комсомольцы обсуждали

дерзкие планы борьбы и мести за свой поруганный на­род. ..»

В эпизоде, рассказывающем о том, что людиновские подпольщики были дерзкими и неуловимыми разведчи­ками, режиссер и оператор «Бессмертной юности» в це­лях создания все той же художественно впечатляющей картины жизни интересно, по-новому используют воз­можности комбинированной съемки. Зрители видят на экране кадры трофейной хроники, показывающие груп­пу гитлеровских солдат на отдыхе, расположение ка- кой-то воинской часта и т. д. В это изображение двойной экспозицией крупно, во весь экран впечатаны человече­ские глаза. П. Русанов подобрал трофейные кадры, сня­тые немецким оператором с движения, на панорамах киноаппарата. Этот прием еще больше подчеркивает ил­люзию того, что глаза подпольщика не просто неподвиж­но смотрят на нас с экрана, а как бы перемещаются с места на место. Оставаясь незамеченным, скрываясь за кустами, за стеной дома, разведчик будто все время пе­ребегает, движется и одновременно неотступно наблю­дает, следит за гитлеровцами.

И еще одна впечатляющая художественная деталь в этом фильме. Рассказывая о боевой работе людиновских комсомольцев, авторы показывают лесные тропинки, по которым пробирались в город связные партизан, дуб, возле которого они встречались с подпольщиками. За­тем, в конце очерка, мы следуем за медленно движущим­ся киноаппаратом путями, по которым гестаповцы вели арестованных на расстрел. На опушке леса, возле зарос­шей теперь цветами тропинки, виден повисший на кустах обрывок ржавой колючей проволоки. И на нем мы вдруг замечаем развевающийся под ветром, истрепавшийся от времени клочок ткани, будто вырванный когда-то из одежды проходившего здесь и зацепившегося за прово­локу человека...

Сходный по существу, однако выполненный иными средствами, прием отраженного показа минувшего жиз­ненного события применен авторами фильма «Счастье трудных дорог» (сценарий и текст А. Аджубея, И. Котенко, режиссеры Р. Григорьев и И. Посельский, опера­торы Е. Ефимов, А. Зенякин, А. Кричевский и др., 1955).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!