Достоверность изображения

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! (1 голосов, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Характерно, что здесь, как и при изображении экспе­диции геологов, Р. Кармен трактует восстанавливаемое событие не узко, не натуралистически (что, возможно, оказалось бы протокольно более точно), а широко, с большим художественным размахом и эмоциональ­ностью. Ведь сцена, показывающая радость людей, когда нефть наконец пошла, — это не столько реальное, быто­вое изображение события (хотя она бесспорно обладает и этими качествами), сколько все та же художественно обобщенная, приподнятая над ограниченным содержа­нием данного факта картина жизни, перерастающая в рассказ о том, как вообще относятся к своему труду советские люди, каким близким, родным делом стано­вится для них труд в условиях социализма. Отсюда и то исключительно сильное эстетическое воздействие, какое производит этот эпизод на зрителя.

В том же фильме Р. Кармена мы встречаемся с вос­становлением факта, решенным в противоположной и, не­сомненно, гораздо менее действенной художественной манере.

В рдной из первых сцен зрители видят, как геолог Ага Курбан Алиев докладывает президенту Академии наук Азербайджана об успешном завершении исследо­

вательских работ, связанных с поисками новых место­рождений нефти. Здесь же, как сообщает диктор, прини­мается решение начать разведывательное бурение. И далее следует уже известный нам эпизод, показываю­щий окончание проходки первой скважины мастера Каверочкина.

Доклад Алиева воссоздан авторами картины в быто­вом плане. Назначение этой сцены— чисто информаци­онное. Она не затрагивает наши чувства и ничего нового по сравнению с тем, что известно из дикторского текста, не дает. На этих ли невыразительных кадрах или на дру­гом, .столь же художественно пассивном изобра­жении произнесет диктор свою фразу о том, что будет начата проходка разведывательной скважины, в сущ­ности, безразлично.

Посмотрим теперь, как осуществляется в кинопубли- цисткке отраженное восстановление факта.

Общие закономерности здесь те же, что и в описан­ных примерах прямого воспроизведения реального обли­ка жизненного явления. Отраженно показанное событие может быть трактовано кинопублицистом либо натура­листически, плоско, в узком бытовом аспекте, либо рас­ширительно, обобщенно. В последнем случае, как уже было установлено применительно к прямому изображе­нию события, оно также несомненно выигрывает по сво­ей художественной глубине и производимому впечатле­нию.

Остановимся на- этом более подробно в связи с ки­ноочерком режиссера П. Русанова «Бессмертная юность» (сценарий П. Русанова и Ю. Смирнитского, текст Л. Браславского, оператор В. Сурнин, 1958).

«Бессмертная юность» — это пример на редкость изо­бретательно и эмоционально проведенного журналиста­ми к'ино отраженного восстановления на экране драма­тической истории, относящейся к незабываемым дням Великой Отечественной войны. В очерке рассказывается о небольшой группе юношей-комсомольцев, боровшихся с оккупантами в своем родном городке Людиново, зате­рянном среди дремучих брянских лесов.

История Людиновской подпольной организации дли­тельное время оставалась неизвестной. Лишь много лет спустя после окончания войны удалось установить фак­ты ее героической борьбы. Основная группа подполыци-

ков была выдана предателем и погибла в гестапо. Уце­лели лишь немногие члены организации. Остались в жи­вых родственники погибших, их школьные друзья. Со­хранилось несколько документов: отрывки писем, доне­сения подпольщиков советскому командованию, содержа­щие ценные разведывательные данные. И это было все, чем располагали кинодокументалисты, приступая к ра­боте над фильмом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!