Достоверность изображения

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! (1 голосов, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

При каких условиях, однако, восстановленный на эк­ране эпизод (прямо или отраженно, в данном случае

безразлично) наиболее полно воссоздает жизнь и произ­водит на нас наибольшее художественное впечатление?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к -приведен­ному в том же первом разделе главы отрывку из филь­ма «Повесть о нефтяниках Каспия», рассказывающему о высадке экспедиции геологов на необитаемом острове Каспийского моря.

Зачем понадобилось Р. Кармену показывать, как один из геологов ловит и бросает в море змею? Только ли потому (введена эта сцена, что нечто подобное когда-то произошло в жизни, и художник честно, даже скрупу­лезно следовал ей, или же он руководствовался еще дру­гими соображениями? Что изменилось бы, если бы в эк­ранном изображении высадки геологов вообще отсутст­вовало упоминание об этом факте?

Как нам кажется, изменилось бы многое.

Р. Кармен, восстанавливая этот эпизод, шел не, от бездумного копирования действительности, а от проник­новения в существо содержания данного жизненного явления, от художественного замысла фильма. И с этой точки зрения случай со змеей как нельзя лучше передавал обстановку, в которой проходили поиски но­вых месторождений нефти. Деталь эта ярко характери­зует романтическую атмосферу затерянного в морском просторе необитаемого островка, на который давно уже не ступала нога человека. Говоря иными словами, она существенно помогает режиссеру в создании на экране обобщенного художественного образа опи­сываемого события.

Еще один эпизод из того же фильма «Повесть о неф­тяниках Каспия»—окончание проходки первой скважи­ны в районе нового месторождения нефти — также, как известно, восстановленный режиссером.

.. .Замечательный мастер своего дела Михаил Пав­лович Каверочкин заканчивает разведывательное буре­ние. Люди работают напряженно. Даст ли скважина нефть? Не размыты ли уже давным-давно морем скры­тые в недрах земли нефтеносные пласты? Не ошиблись ли геологи?.. Сейчас этот вопрос решится.

И вот после долгих усилий, после многих дней ожида­ния и труда скважина дает нефть.

Непередаваема радость людей, когда над буровой вышкой забила мощная струя «черного золота». Они

смеются, обнимают друг друга, опускают в нефть руки, шутливо мажут ею лица. Кажется, еще немного — и они, как дети, пустятся в пляс вокруг этого драгоценного, об­дающего их черньши брызгами фонтана...

Как смело и вместе с тем тонко, с как'им удивитель­ным чувством меры сделано все это режиссером! Перед нами — не игровая сцена, не инсценированный эпизод, В нем нет ни одного кадра, который изображал бы про­диктованные Р. Карменом «переживания» людей. Все, кого мы видим в эти минуты на вышке, заняты профес­сиональным, хорошо знакомым им делом. Они совершен­но «не замечают» съемочного аппарата, не совершают ни одного поступка, не делают ни одного жеста, которые предназначались бы специально для зрителя. Их пове­дение определено той работой, какую они увлеченно и сосредоточенно выполняют. Заглядывая вперед, можно отметить, что с точки зрения художественного показа человека в труде эта сцена — одна из лучших, если не самая лучшая в советском документальном кино после­военных лет. Но нас сейчас интересует не это.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!