Достоверность изображения

Жизненная достоверность изображаемого обычно до­стигается кинопублицистом с помощью репортажной съемки. Однако кинорепортаж — это далеко не един­ственное, хотя и самое распространенное средство соз­дания документального фильма. Наряду с ним в кино- публицистике, как известно, широко применяются раз­личные способы организованной съемки: восстанов­ление факта, длительное кинонаблюдение за событием и т. д.

Все эти методы и приемы, отвлеченно говоря, не име­ют четких границ использования и преимуществ друг перед другом. Кинопублицист свободно оперирует ими в зависимости от своего творческого замысла и конкрет­ных условий работы. Эффективность и правильность его выбора определяются в конечном итоге полученным ре­зультатом: созданием на экране художественно убеди­тельной картины жизни. Однако известные закономерно­сти в применении этих средств все же существуют.

Первое замечание в связи в этим сводится к следую­щему: документальный фильм, посвященный современ­ности, не может быть в своей основной части (а тем бо­лее целиком) создан путем восстановления фактов.

Восстановление или отраженный показ факта неред­ко являются единственно возможными, а потому и впол­не оправданными художественными средствами при съемке историко-биографического фильма, рассказываю­щего о научной, политической или художественной деятельности ныне окончившего свой жизненный путь человека. Подобное повествование строится на характе­ристике обстановки, которая окружала героя фильма, вещей, которыми он пользовался, его книг, рукописей, фотографий. Когда это удается, в фильме приводятся синхронно записанные рассказы знавших его людей, от­зывы и воспоминания современников; снимаются памят­ные места, связанные с его жизнью, и т. д. По такому

принципу построен целый цикл произведений советской документальной кинематографии, среди которых выделя­ются фильмы мастера этого жанра — режиссера С. Буб- рика о В. Маяковском, М. Горьком, В. Белинском, Д. Н. Толстом, Ф. Достоевском, Бернарде Шоу и других деятелях мировой культуры. Аналогичным путем соз­даются и некоторые историко-документальные картины, повествующие о событиях прошлого (например, уже упо­мянутые киноочерки «Герои Бреста» и «Бессмертная юность»).

Однако в произведении о наших днях подобный ме­тод подачи материала оказался бы совершенно непри­емлемым. Он не раскрыл бы то главное, чем, собственно, и привлекает нас документальный фильм: подлинный, живой облик, живые очертания события. С отсутствием этого еще можно мириться, когда художник разверты­вает на экране повествование о прошлом. Но в рассказе о настоящем мы, естественно, хотим видеть жизнь ис­тинную, жизнь во всем богатстве ее красок, во всем мно­гообразии форм. А такая картина жизни без ущерба для ее содержания не может быть целиком восстановле­на в документальном кино. Это — область актерского, игрового фильма, располагающего своими особыми вы­разительными возможностями. Кинопублицистика же способна создать правдивое изображение современности, используя как главное средство выразительности не­посредственную фиксацию события, то есть кинорепор­таж, и прибегая к восстановлению фактов жизни лишь очень осторожно и лишь в тех случаях, когда это дейст­вительно необходимо.

Второе замечание относится к характеристике самого приема восстановления факта.

Как показывает практика, «а экране восстанавли­вается либо непосредственно наблюдаемый нами, нагляд­ный, живой облик события, либо о нем рассказывается косвенно, намеком, то есть отраженно — посредством показа обстановки, в которой оно проходило, вещей, до­кументов и т. д. О сравнительных художественных досто­инствах этих двух приемов мы уже (говорили в начале главы, рассматривая особую эстетическую функцию ки­нодокумента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!