Достоверность изображения
Жизненная достоверность изображаемого обычно достигается кинопублицистом с помощью репортажной съемки. Однако кинорепортаж — это далеко не единственное, хотя и самое распространенное средство создания документального фильма. Наряду с ним в кино- публицистике, как известно, широко применяются различные способы организованной съемки: восстановление факта, длительное кинонаблюдение за событием и т. д.
Все эти методы и приемы, отвлеченно говоря, не имеют четких границ использования и преимуществ друг перед другом. Кинопублицист свободно оперирует ими в зависимости от своего творческого замысла и конкретных условий работы. Эффективность и правильность его выбора определяются в конечном итоге полученным результатом: созданием на экране художественно убедительной картины жизни. Однако известные закономерности в применении этих средств все же существуют.
Первое замечание в связи в этим сводится к следующему: документальный фильм, посвященный современности, не может быть в своей основной части (а тем более целиком) создан путем восстановления фактов.
Восстановление или отраженный показ факта нередко являются единственно возможными, а потому и вполне оправданными художественными средствами при съемке историко-биографического фильма, рассказывающего о научной, политической или художественной деятельности ныне окончившего свой жизненный путь человека. Подобное повествование строится на характеристике обстановки, которая окружала героя фильма, вещей, которыми он пользовался, его книг, рукописей, фотографий. Когда это удается, в фильме приводятся синхронно записанные рассказы знавших его людей, отзывы и воспоминания современников; снимаются памятные места, связанные с его жизнью, и т. д. По такому
принципу построен целый цикл произведений советской документальной кинематографии, среди которых выделяются фильмы мастера этого жанра — режиссера С. Буб- рика о В. Маяковском, М. Горьком, В. Белинском, Д. Н. Толстом, Ф. Достоевском, Бернарде Шоу и других деятелях мировой культуры. Аналогичным путем создаются и некоторые историко-документальные картины, повествующие о событиях прошлого (например, уже упомянутые киноочерки «Герои Бреста» и «Бессмертная юность»).
Однако в произведении о наших днях подобный метод подачи материала оказался бы совершенно неприемлемым. Он не раскрыл бы то главное, чем, собственно, и привлекает нас документальный фильм: подлинный, живой облик, живые очертания события. С отсутствием этого еще можно мириться, когда художник развертывает на экране повествование о прошлом. Но в рассказе о настоящем мы, естественно, хотим видеть жизнь истинную, жизнь во всем богатстве ее красок, во всем многообразии форм. А такая картина жизни без ущерба для ее содержания не может быть целиком восстановлена в документальном кино. Это — область актерского, игрового фильма, располагающего своими особыми выразительными возможностями. Кинопублицистика же способна создать правдивое изображение современности, используя как главное средство выразительности непосредственную фиксацию события, то есть кинорепортаж, и прибегая к восстановлению фактов жизни лишь очень осторожно и лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо.
Второе замечание относится к характеристике самого приема восстановления факта.
Как показывает практика, «а экране восстанавливается либо непосредственно наблюдаемый нами, наглядный, живой облик события, либо о нем рассказывается косвенно, намеком, то есть отраженно — посредством показа обстановки, в которой оно проходило, вещей, документов и т. д. О сравнительных художественных достоинствах этих двух приемов мы уже (говорили в начале главы, рассматривая особую эстетическую функцию кинодокумента.
Давай, скажи всё что ты думаеш!