Дикторский текст

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! (2 голосов, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

В том же фильме, показывая разрушенное хозяйство страны начала 20-х годов, В. И. Ленина среди народа, и затем—на кадрах современных заводских цехов, ра­бочих, крестьян авторы повествуют:

«Нелегко было сквозь завесу тяжелых времен раз­глядеть завтрашний день страны. Но Ленин видел. . . Он видел тебя, богатырская основа социализма, индустрия, видел, какой ты станешь, созданная его предначерта­ниями. Он верил в вас, сыны рабочего класса, ибо Ок­тябрь впервые в истории раскрепостил ваш труд... Он знал, что Октябрь сделает вас, сыны советского крестьян­ства, такими замечательными хозяевами земли, каких она никогда не знала раньше».

«Неужели вот эта самая страна и создаст первый ис­кусственный сттутник планеты?»—спрашивает диктор на изображении старой России. И тут же, на кадрах Вол- ховстроя, отвечает;

«Да, именно так пришлось начинать историю про­гресса нового мира... Именно так — со строительства Волховской ГЭС».

Еще более определенно и остро применен этот идущий еще от Вертова прием в одном из эпизодов фильма

А. и Э. Торндайков «Это не должно повториться» (автор текста Гюнтер Рюккер).

... На экране в динамичном монтаже мелькают кадры: машинист на паровозе, шахтер, рабочие, забиваю­щие сваи, рабочие у станков оружейного завода, авто­маты, танки, пушки, снова рабочие у станков. На этом изображении отрывисто, напряженно звучат слова дик­тора, как бы обращенные к создающим все материаль­ные ценности (и все средства уничтожения этих ценно­стей) людям:

«Ты, едущий в этом поезде... Ты, шахтер, добываю­щий уголь... Ты, строитель дорог и мостов. .. Для кого вы производите все это? .. Кто будет носить эти автома­ты? Против кого пойдут эти танки? Кто скомандует: «Огонь! ..» Почему вы забываете спросить, кто получает то, что вы создаете? Разве не вооружили вы уже од­нажды своего собственного врага? Разве не заплатили вы за это страшной ценой? ..»

И наконец, говоря о близости дикторского текста документального фильма к образной ораторской речи, необходимо отметить еще следующее.

Крупнейший русский судебный деятель А. Ф. Кони в статье «Советы лекторам» писал:

«Привлечь (завоевать) внимание слушателей — пер­вый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интел­лигента и даже ученого) возбуждается простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверно, переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, з а- цеп ить внимание)'. Этих зацепляющих «крючков» — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жиз­ни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс,

какая-нибудь странность, как будто не идущая ни

ук жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п.»1.

Эта мысль может быть целиком отнесена и к искус­ству кинопублициста.

В самом деле, если удалось с первых же кадров, с первых слов диктора пробудить интерес зрителя, увлечь его за собой, то это — едва ли не половина успеха филь- Y: ма. Во всяком случае, тот, кто добился этого, может быть уверен, что его аудитория крепко «взята в руки» и со­средоточенно следит за ним. И уж его дело — оправдать вызванный удачным началом фильма интерес, не осла­бить его и умело провести к финалу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!