Дикторский текст

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! (2 голосов, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Вместе с тем, как было отмечено, в частности, на фильмах А. Довженко, он обладает относительной само­стоятельностью развития. Продолжая традицию, зало­женную еще Вертовым, Довженко, равно как и другие современные кинопублицисты, в ряде существеннейших сцен использует слово-образ, слово — мысль художника в качестве ведущего конструктивного элемента картины.

Это дает основание в отдельных случаях рассматри­вать дикторский текст как адресованный зрителю ху­дожественно целостный монолог автора.

Первое (и главное) предназначение авторского ком­ментария, связанное с контрапунктическим сочетанием слова и изображения в документальном кино, будет подробно раскрыто нами ниже при анализе роли мон­тажных средств в формировании художественной образ­ности фильма. Здесь же остановимся на втором во­просе—об относительной самостоятельности дикторского комментария.

Комментарий диктора, развивающийся параллельно с изобразительным рядом картины, — это своеобразная речь автора, обращенная к находящимся в зрительном зале (или перед экраном телевизора) слушателям. По­этому можно с известной мерой условности отнести к нему (а следовательно, и к документальному фильму в целом) некоторые формы и закономерности риторики, г-ораторского искусства. Действительно, для этого есть, как нам кажется, достаточно веские основания.

По канонам классических учителей красноречия вы­ступление оратора должно состоять из следующих ос­новных частей: 1) вступление, 2) определение темы, 3) введение доказательств и 4) заключение.

Анализируя построение документальных фильмов, ш можно почти в каждом из них обнаружить аналогичную композицию. Прямые сравнения, естественно, неуместны. Однако схема эта, рожденная практикой жизни еще во времена Демосфела w Аристотеля, остается жизненной, наилучшей и по сей день. В целом она обычно соот­ветствует поэтической логике развития замысла публи­цистического фильма. В подтверждение этого можно было бы привести очень много примеров. В качестве ти­пичного из них рассмотрим построение киноочерка «Ге­

рои Бреста» (режиссер Л. Дербышева, текст И. Горе­лика, 1957).

Авторы «Героев Бреста» не ищут умозрительной, «при­поднятой» над жизнью драматургии и не вытекающего из подлинного значения событий пафоса дикторского текста, как еще нередко случается у нас в искусстве. Все это естественно рождается на экране из внутреннего жизненного хода, из содержания самой действительно­сти, глубоко осмысленной и поэтически претворенной кинопублицистами. В отсутствии нарочитой эффектно­сти, в простоте и четкости драматического повествования, в строгой продуманности композиции — редкие и высо­кие достоинства этого фильма, воскрешающего перед нами один из героических эпизодов первых дней Великой Отечественной войны.

Вот как построена его экспозиция (или, говоря язы­ком риторики, — «вступление»).

На кадрах кинолетописи, запечатлевших входящих в Брест советских воинов, диктор говорит:

«Летом 1944 года запыленные, пропахшие потом и порохом солдаты Советской Армии входили в Брест. Здесь, три года назад, первые защитники Родины про­лили первые капли своей горячей крови, отсюда начался горький путь отступления. Сюда они возвращались те­перь победителями».

Развалины крепости. Что произошло, когда враг не­ожиданно обрушился на Брест?

Мы почти ничего не знаем об этом, отмечает диктор. Вероятно, Брестская крепость была занята фашистскими войсками в первый же день, может быть, даже в первые часы войны. Но вот мы видим, что она лежит перед нами в руинах, и все здесь свидетельствует о длительных, кро­вопролитных боях. Какую тайну скрыли от нас эти камни?

Так определяется тема очерка: раскрытие тайны брестской трагедии, рассказ о героическом подвиге гар­низона крепости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!