Дикторский текст

В начале главы было упомянуто об особой функ­ции звучащего слова (а ранее — надписи) в докумен­тальном кино. Следует различать три стороны этой про­блемы.

Во-первых, словесный авторский комментарий, дик­торский текст, сопровождающий экранное повествова­ние, — это открытая публицистическая трибуна худож­ника, дающая ему возможность непосредственного обра-

щения к разуму и чувствам зрителя. Одновременно с этим дикторский текст является (или может явиться) важным средством формирования поэтической вырази­тельности фильма. Наконец, он выполняет еще и чисто служебное, информационное назначение, также лежа­щее в русле основной специфики кинодокументализма.

Начнем с этого последнего, наиболее простого случая.

Служебно-информационная функция авторского ком­ментария в документальном фильме проявляется прежде всего как указание на место и время действия. Обычно оно вводится в первых кадрах картины. Пояснительные замечания, характеризующие обстановку, в которой раз­вивается замысел автора, бывают необходимы также и при смене отдельных тематических эпизодов. В принципе они ничем не отличаются от вступительных пояснений.

Вот несколько характерных примеров дикторского текста, дающегося в «начале фильма:

«Октябрь. Тысяча девятьсот сорок первый год. Суро­вые дни. Враг рвется к столице» («Разгром немецких войск под Москвой»).

«Полуостров Таймыр. Вечной мерзлотой скованная земля. Почти девять месяцев в году здесь царит зима Около четырех тысяч километров отсюда до Москвы» («В краю солнечных ночей»).

«Широки воды Амура. Много сел и городов раскину­лось на его берегах. И самый крупный из них — Хаба­ровск» («Город на Амуре»).

Пояснительный авторский комментарий может не ограничиваться предметной . характеристикой места и времени действия. В нем нередко содержатся также эле­менты эмоционально-драматического осмысления жизни. «Суровые дни. Враг рвется к столице»,— сразу же подчеркивает диктор на кадрах, открывающих фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (автор П. Павленко). С проникновенного поэтического вступле­ния, гармонично сочетающегося с пейзажами Волги, на­чинается фильм «Молодость великой реки»: «У какого русского не забьется, не дрогнет сердце при виде этой реки? Отчего уже столько веков тревожит она русское сердце, рождая и сыновью любовь, и думу, и песню? Волга, Волга! .. Веками народные слезы пополняли твои бегучие воды. И волны твои не раз носили вольные ка­зацкие челны. В твои величавые дали вглядывался

юный Ленин, предвидя счастливые времена на твоих бе­регах. И словно в награду за вековую службу, тебе пер­вой из рек от истоков до устья дарует сегодня народ но­вую молодость!» (автор Г. Раневский).

Запоминается впечатляющее начало фильма режиссе­ра Л. Дербышевой о VII Всемирном фестивале моло­дежи и студентов «Весенний ветер над Веной» (автор Р. Рождественский, 1959).

На кадрах буднично-спокойной, живущей неторопли­вой жизнью Вены диктор говорит:

«Жил-был город Вена. Старинный, знаменитый город. Он охотно бросал под ноги приезжим асфальт своих па­радных проспектов. И оберегал тишину окраинных пере­улков. Он видел богатство и нищету. Он гордился па­мятниками старины. И скептически оценивал марки мельтешащих автомашин. Он привык к однодневным сенсациям и не очень-то верил в них, потому что знал им цену... Жил-был город Вена. Жил спокойной и раз­меренной жизнью. Которая почти ничем не удивляет. И в которой почти ничто не меняется. Разве что рекламы. И вдруг. ..».

На экране — нарядная шеренга горнистов. Эмблема фестиваля. Что-то кричит в рупор мужчина.

«Фе-сти-валь?

Фестиваль?!

Да, фестиваль», — заканчивает экспозиционную сцену диктор — и перед нашим взглядом стремительно раз­вертывается взорвавшее сонный покой «уютной Вены» красочное фестивальное шествие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Как использовать затирку для швов плитки . https://www.aii-network.org/
Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!