Дикторский текст
В начале главы было упомянуто об особой функции звучащего слова (а ранее — надписи) в документальном кино. Следует различать три стороны этой проблемы.
Во-первых, словесный авторский комментарий, дикторский текст, сопровождающий экранное повествование, — это открытая публицистическая трибуна художника, дающая ему возможность непосредственного обра-
щения к разуму и чувствам зрителя. Одновременно с этим дикторский текст является (или может явиться) важным средством формирования поэтической выразительности фильма. Наконец, он выполняет еще и чисто служебное, информационное назначение, также лежащее в русле основной специфики кинодокументализма.
Начнем с этого последнего, наиболее простого случая.
Служебно-информационная функция авторского комментария в документальном фильме проявляется прежде всего как указание на место и время действия. Обычно оно вводится в первых кадрах картины. Пояснительные замечания, характеризующие обстановку, в которой развивается замысел автора, бывают необходимы также и при смене отдельных тематических эпизодов. В принципе они ничем не отличаются от вступительных пояснений.
Вот несколько характерных примеров дикторского текста, дающегося в «начале фильма:
«Октябрь. Тысяча девятьсот сорок первый год. Суровые дни. Враг рвется к столице» («Разгром немецких войск под Москвой»).
«Полуостров Таймыр. Вечной мерзлотой скованная земля. Почти девять месяцев в году здесь царит зима Около четырех тысяч километров отсюда до Москвы» («В краю солнечных ночей»).
«Широки воды Амура. Много сел и городов раскинулось на его берегах. И самый крупный из них — Хабаровск» («Город на Амуре»).
Пояснительный авторский комментарий может не ограничиваться предметной . характеристикой места и времени действия. В нем нередко содержатся также элементы эмоционально-драматического осмысления жизни. «Суровые дни. Враг рвется к столице»,— сразу же подчеркивает диктор на кадрах, открывающих фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (автор П. Павленко). С проникновенного поэтического вступления, гармонично сочетающегося с пейзажами Волги, начинается фильм «Молодость великой реки»: «У какого русского не забьется, не дрогнет сердце при виде этой реки? Отчего уже столько веков тревожит она русское сердце, рождая и сыновью любовь, и думу, и песню? Волга, Волга! .. Веками народные слезы пополняли твои бегучие воды. И волны твои не раз носили вольные казацкие челны. В твои величавые дали вглядывался
юный Ленин, предвидя счастливые времена на твоих берегах. И словно в награду за вековую службу, тебе первой из рек от истоков до устья дарует сегодня народ новую молодость!» (автор Г. Раневский).
Запоминается впечатляющее начало фильма режиссера Л. Дербышевой о VII Всемирном фестивале молодежи и студентов «Весенний ветер над Веной» (автор Р. Рождественский, 1959).
На кадрах буднично-спокойной, живущей неторопливой жизнью Вены диктор говорит:
«Жил-был город Вена. Старинный, знаменитый город. Он охотно бросал под ноги приезжим асфальт своих парадных проспектов. И оберегал тишину окраинных переулков. Он видел богатство и нищету. Он гордился памятниками старины. И скептически оценивал марки мельтешащих автомашин. Он привык к однодневным сенсациям и не очень-то верил в них, потому что знал им цену... Жил-был город Вена. Жил спокойной и размеренной жизнью. Которая почти ничем не удивляет. И в которой почти ничто не меняется. Разве что рекламы. И вдруг. ..».
На экране — нарядная шеренга горнистов. Эмблема фестиваля. Что-то кричит в рупор мужчина.
«Фе-сти-валь?
Фестиваль?!
Да, фестиваль», — заканчивает экспозиционную сцену диктор — и перед нашим взглядом стремительно развертывается взорвавшее сонный покой «уютной Вены» красочное фестивальное шествие.
Как использовать затирку для швов плитки . https://www.aii-network.org/
Давай, скажи всё что ты думаеш!