
Действие «утешающего произведения»
Описание утешающего воздействия прекрасного слова встречается не только в предисловиях, но и в самих литературных произведениях (например, в «Повести об Индрапутре» ) и др.). Ограничимся лишь одним примером из «Повести об Исме Ятиме»:
«В ту пору взошла луна, окруженная бесчисленными звездами, и мерцающее сияние ее озарило облака, проплывавшие по небу, уподобив их веренице зажженных фонариков. В ветвях лимонных деревьев подняли гомон всевозможные ночные твари, чьи голоса звучали, словно мольбы влюбленных, томящихся в разлуке с любимыми. Благоухающие соцветия пальм раскрыли свои лепестки, словно бы ожидая, когда слетят на них небесные девы. Тогда Тун Сендари, мечтавшая о радже, заплакала и обняла подушку... Тун Манду Дари, томясь от страсти к повелителю, постаралась утешиться песней о прекрасном юноше, тосковавшем, скрывая свою любовь; Тун Юса Ратна, взволнованная мечтами о государе, тихонько, запела и принялась читать главу из «Повести об Индрапутре», в которой рассказывалось о том, как Индрапутра предавался любви с царевной Менгиндрой Сери Булан».
Для интерпретации механизма действия «утешающего произведения» необходимо вновь обратиться к мусульманской эстетике.. Очень краткое, но при этом всестороннее и последовательное изложение того, как понималось ею воздействие литературного произведения на читателя, дает персидский поэт и теоретик XII в. Низами Арузи Самарканди, чье определение поэтического искусства, по мнению крупнейшего английского ираниста А. Дж. Арберри, равным образом приложимо как к поэзии, так и к художественной прозе:
«Поэзия,— пишет Низами Арузи,— это искусство, посредством которого поэт располагает воображаемые посылки (мукаддимат-и мухама) и составляет действенные силлогизмы (киясат-и мунтаджа) таким образом, что малую мана (идею-образ.— В. Б.) превращает в великую, а великую мана — в малую, и благое (прекрасное — неку) облачает в скверные одежды, а скверное являет в благом облике (сурат), и воздействием на воображение-(ихам) возбуждает силы гнева (кувват-и газбани) и страсти (кувват-и шахвани) так, что благодаря этому воздействию на воображение натуры (тиба) переживают расширение (инкибад) или сужение (инбисат), а это вызывает величественные дела в устройстве мира».
Запостить комент
Давай, скажи всё что ты думаеш!