Число совпадений между памятниками

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Полная сосредоточенность хроники на личности Искандара, сочетание в ней генеалогического введения, характерных и многократно повторяющихся накануне рождения младенца снов его отца и матери, в которых предсказывается будущее величие героя, а особенно этот «погодный отчет» о возмужании и детских подвигах царевича позволили индонезийскому исследователю Т. Искандару предположить, что образцом, вдохновившим создателя «Повести об Аче», послужила одна из «персидских книг о государях, возможно „Акбар-наме"», написанная везиром могольского императора Акбара — Абу-ль-Фазлом около 1602 г. Число совпадений между обоими памятниками довольно значительно, и выводы Т. Искандара явно заслуживают внимания. Не так давно, однако, они были поставлены под сомнение Э. Джонсом, подчеркнувшим резкое стилистическое различие «Повести об Аче» и «Акбар-наме», указавшим на то, что прототипы ряда эпизодов и описаний ачехской хроники отыскиваются в традиции малайских сказителей — «утешителей в печали» и пришедшим к выводу, что, хотя «Повесть об Аче» и «не является просто особой формой фольклорного повествования», она и фольклорные повествования «восходят к одной и той же культурной матрице и отражают единое мировосприятие». К сожалению, Э. Джонс не рассматривает аргументацию Т. Искандара во всей ее полноте (в частности, он игнорирует такие ее существенные моменты, как многократно повторяющиеся «световые» сны-предсказания, постижение Искандаром Корана благодаря чудотворческой способности пророка Мухаммада, наконец, необычный «погодный отчет»), но тем не менее его наблюдения также чрезвычайно знаменательны.

Оба исследователя повести, как это часто бывает, акцентируют юдин из аспектов в процессе культурного влияния (Т. Искандар — роль «дающей» стороны, Э. Джонс — роль стороны воспринимающей) и недоучитывают динамической синтезирующей способности малайской традиции, в данном случае проявившейся в «Повести об Аче». В действительности их работы прекрасно показывают как установку на создание мусульманской панегирической хроники типа «Акбар-наме», реализованную автором во всех разделах повести, так и детерминированность сознания этого автора исконно малайскими мировоззренческими и эстетическими стереотипами, которая делает для него неприемлемым «барочный» стиль «Акбар-наме» и заставляет взамен обращаться к некоторым скази-тельским формулам и «пуантированной», порой окрашенной в юмористические тона новеллистике в духе «Малайских родословий». В итоге как целостный «организм» «Повесть об Аче» оказывается очередным образцом литературного синтеза, где исходный местный материал, поданный в обычной для малайских хроник манере (она, однако, определенным образом «орнаментирована» под воздействием стиля волшебно-авантюрных хикаятов), не только насыщен мусульманскими мотивами, но и структурирован на основе принципов мусульманской историографии (схема описания правления в генеалогической части с ее формулами и датами, «погодный отчет» в описании детства героя и т. д.). При этом взаимосвязь тех и других элементов — «прочность» синтеза в «Повести об Аче» значительно выше, чем в «Малайских родословиях» и «Повести о раджах Пасея».

Несколько иначе проведена панегирическая линия в хронике «Миса Мелаю», созданной в Пераке на Малаккском полуострове во второй половине XVIII в. и, подобно «Повести об Аче», посвященной гливным образом рассказу о царствовании одного султана — также Искандара, фоном для которого служат довольно краткие описания правлений его предков. Это произведение менее :ярко, чем ачехская хроника, отражает мусульманскую тенденцию в содержит лишь одну дату — год смерти предшественника Искандара и воцарения главного героя. При этом, однако, оно вообще лишено мифологического «введения», «дает отличное изложение перакской истории с 1742 по 1778 г.» и является редким образцом хроники авторской, что в совокупности и позволяет отнести «Миса Мелаю» к тому же этапу эволюции, что и, «Повесть об Аче».



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!