Арабские географы и путешественники IX—X вв.

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

О возвышении Шривиджайи свидетельствуют пять надписей на древнемалайском языке ее правителя Джайянаши, которые, наряду с образцами эпиграфики тямов Южного Вьетнама, являются древнейшими письменными памятниками на языке малайско-поли-незийской группы. В период высшего расцвета (VIII—XII вв.) Шривиджайя контролировала Зондский и Малаккский проливы, а также волоки на перешейке Кра, господствуя, таким образом, на всех морских путях из стран Ближнего Востока и Индии в Китай и установив здесь торговую монополию. В состав Шривиджайи в это время вошли старые цивилизованные нагары Малаккского полуострова, крупнейшая из которых — Кедах — стала «северной столицей» империи; государства Суматры от Ламури на севере до Лампунга на юге, в частности-богатые естественными ресурсами княжества Северной Суматры и рассеянные вдоль побережья Восточной Суматры и на близлежащих островах примитивные поселения «морских» малайцев — наиболее лояльных подданных правителя, составлявших его главную военную силу — флот. Кроме того, Шривиджайя подчинила себе западнояванское государство Тарума и малайские колонии. на Калимантане.

Арабские географы и путешественники IX—X вв. восторженно описывали богатство и могущество махараджей Забага — Шривиджайи, обширность и населенность их владений.

«Когда петухи в этой стране поют на рассвете,— писал один из арабских авторов,— их перекликающиеся голоса слышны на пространстве в сто и более парсангов (шестьсот-семьсот километров.— В. Б.), ибо деревни здесь примыкают одна к другой и тянутся без перерыва».

При всей преувеличенности это сообщение хорошо передает чувства путешественника, попавшего в многолюдную страну.

Окруженная кирпичными стенами, имевшими несколько километров в периметре, столица Шривиджайи планировкой, вероятно, напоминала города, Малаккского полуострова. Характерный облик придавали ей поднимавшиеся из воды каналов и речных" проток дома на сваях, до которых добирались на лодках. В столице находилась и легендарная сокровищница правителей Шривиджайи — соединявшийся с морем искусственный водоем, в который, по рассказам, махараджа каждый день бросал слитки., золота, сверкавшие в лучах солнца во время отлива. Хотя развалины буддийских храмов, обнаруженные близ самого Палембанга, не позволяют говорить о значительной строительной деятельности в городе, шривиджайская скульптура и храмовые комплексы на юге Суматры — в долине реки Батанг Хари и на северо-западе острова — в Паданг Лавасе свидетельствуют о высоком искусстве шривиджайских мастеров, своеобразно сочетавших индийские каноны и нормы малайской художественной традиции. Важную роль в жизни столицы империи — крупнейшего торгового порта Юго-Восточной Азии — играло иноземное купечество, о многонациональном составе которого свидетельствует знаменитое описание шривиджайских ручных попугаев, якобы умевших говорить «на арабском, персидском, индийском и греческом языках».



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!